Одна из самых загадочных вирусных инфекций у кошек, вызываемая коронавирусом. Коронавирусы - распространенные возбудители серьезных заболеваний у животных. У кошек известны два основных заболевания, вызываемых этими вирусами: кошачий коронавирусный энтерит и кошачий инфекционный перитонит. Коронавирус кошачьего энтерита (feline enteric coronavirus, FECV) и вирус кошачьего инфекционного перитонита (feline infectious peritonitis virus, FIPV) представляют собой близкие штаммы одного и того же вируса.
FECV поражает в основном клетки слизистой оболочки тонкого кишечника и вызывают диарею (понос). Болеют обычно котята в возрасте одного - двух месяцев и немного старше. Проявляется легкой диареей, иногда и рвотой в течении 2-4 дней, после чего животное выздоравливает, но какое-то время остаётся носителями вируса, который выделяется с фекалиями и легко заражает других котят, если они пользуются тем же туалетом. Это очень распространенное и частое заболевание котят, но в связи с лёгкостью симптомов и чаще всего самовыздоровлением не привлекает к себе должного внимания. То есть если кошки содержатся группой и пользуются одним туалетом, то постоянно происходит перезаражение животных кишечным коронавирусом: постоянно часть кошек выделяют вирус с фекалиями, часть кошек заболевает, часть выздоравливает и снова реинфицируется. У взрослых кошек заражение вирусом может протекать бессимптомно. Вирус был открыт в 1963 г. и в то время считалось, что кишечный коронавирус обитал исключительно в кишечнике и мог вызвать только легкую диарею у котят; однако, последующие исследования показали, что у многих клинически здоровых кошек наблюдалась виремия (вирус обнаруживался и в крови), следовательно, распространение вируса не ограничивалось только кишечником. Относительно возникновения вирусного перитонита у животных, пораженных кронавирусом, на даннй момент существует следующая научная гипотеза: время от времени у инфицированных кошек кишечный коронавирус FECV мутирует в вирус инфекционного перитонита FIPV. То есть вирус перитонита FIPV не передается от кошки к кошке, больная вирусным перитонитом кошка не может заразить здоровую. Но всюду, где наблюдается коронавирусная инфекция, может возникать и FIP (примерно 10% животных, живущих в питомнике, в котором циркулирует кишечный коронавирус, заболевают вирусным перитонитом). Различные вирусы перитонита имеют разную вирулентность, и здоровая иммунная система в состоянии предотвратить заражение менее патогенными штаммами вируса перитонита, но генетическая предрасположенность, стресс, иммуносупрессия (за счёт другого поступившего в организм вируса либо вызванная иными причинами) могут спровоцировать развитие вирусного перитонита.
Небольшой вывод из вышесказанного:
1.для кошек заразен кишечный коронавирус,
2.заражаются короновирусной инфекцией кошки при скученном содержании (чем больше группа кошек, тем хуже), при поступлении новых животных, при отсутствии мероприятий по предотвращению перезаражением кишечным коронавирусом,
3.почти безвредный коронавирус мутирует в смертельный вирус перитонита индивидуально у каждой кошки,
4.кошки, больные вирусным перитонитом, не могут заразить именно этим вирусом других кошек.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.
Как же проявляется вирусный перитонит? Чаще заболевают животные в возрасте от 2 месяцев до 2 лет, реже пожилые животные (от 11 до 15 лет). Существует две формы: выпотная (влажная) - около 75% и сухая - около 25%. У животного при этом может быть снижение активности, снижение либо потеря аппетита, нарушения дыхания при выпоте в плевральную полость, потеря веса. Распространение патологического процесса с вовлечением других органов брюшной полости приводит к появлению симптомов их дисфункции, например, гепатопатии, почечной недостаточности, заболеваний поджелудочной железы.
При влажной форме у кошек в брюшной и/или грудной полости скапливается характерный вязкий прозрачный либо желтый экссудат (жидкость).
При сухом перитоните выпота нет, остальные симптомы те же (то есть неспецифические), но при этом чаще встречаются поражения глаз (увеиты, поражение роговицы, инфильтрация сосудов сетчатки и проч.) и нервной системы (неврологические расстройства).
ДИАГНОСТИКА.
К сожалению, здесь мы сталкиваемся с серьёзными трудностями. Дело в том, что анализы, выявляющие вирус (ПЦР) и анализы, определяющие титр антител к вирусу, не могут позволить нам различить инфицирование кошки авирулентным кишечным коронавирусом FECV и вирулентным вирусом перитонита кошек FIPV. По результатам этих анализов мы лишь можем сделать заключение о наличии антител либо самого вируса - КАКОГО-ТО из коронавирусов, не обязательно вызывающего вирусный перитонит. Эти анализы могут пригодиться заводчикам при проведении мероприятий по освобождению питомника от кишечного короновируса.
Определение соотношения альбумин\глобулин в выпотной жидкости. Богатая глобулином выпотная жидкость является признаком инфекционного перитонита, при превышении соотношения альбумин\глобулин 0,81 маловероятно наличие именно этого заболевания (соотношение должно быть ниже). Также необходимо исключить другие причины выпота возможными исследованиями: опухолевые процессы, сердечная недостаточность, лимфоцитарный холангит у пожилых кошек.
Диагностировать сухую форму инфекционного перитонита очень сложно ввиду отсутствия специфических достоверных тестов: зачастую увеличивается количество глобулина в сыворотке крови. Конечно, нужно учитывать, что любое хроническое воспаление или инфекция могут увеличивать количество глобулина, но чаще всго к этому приводит именно сухая форма вирусного перитонита. Те же подозрения могут возникать при увеличении размеров почек и получении из них пиогранулематозного клеточного инфильтрата.
Окончательный и достоверный диагноз устанавливается, к сожалению, только путем вскрытия и гистопатологического исследования пораженных тканей.
ЛЕЧЕНИЕ. Не разработано. Применение стероидных гормонов, подавляющих иммунный ответ организма на возбудителя, способен несколько продлить жизнь больному животному (так как именно начало синтеза антител к FIPV считается запускающим механизмом для формирования васкулита и прочих изменений, ведущих к развитию болезни). В русскоязычном интернете можно столкнуться с целителями, предлагающими свои услуги по лечению вирусного перитонита и ссылающихся на собственный опыт (указывается количество вылеченных животных). При этом с выпотной формой бороться им, как правило не удаётся. Вспомним раздел "диагностика": нет такого анализа, который при жизни кошки может подтвердить заболевание её именно вирусным перитонитом. Положительный анализ ПЦР и положительный титр говорит лишь о контакте конкретного животного с каким-то из короновирусов. Поэтому не вполне понятно, от чего спасают кошек эти люди. Наличие и анализ характерной жидкости при исключении других причин позволяет врачу с высокой вероятностью диагностировать FIP.
ПРОФИЛАКТИКА. Борьба с вирусным перитонитом должна быть направлена прежде всего на его профилактику, то есть на профилактику заражения котят кишечной коронавирусной инфекцией.
Для этого необходимо:
-изоляция беременных кошек за 2 недели до родов
-отлучение котят в возрасте 5 недель от матери и изоляция от остальных кошек
-в 16 недель - подтверждение серологическим методом успеха изоляции (то есть отсутствия инфицирования котят кишечным коронавирусом)
-передача новым владельцам, у которых нет кошек либо живут кошки, свободные от коронавируса.
К сожалению, вышенаписанное очень сложно осуществить, так как большинство популяций уже инфицировано кишечным короновирусом, но всё в руках заводчиков.
ВАКЦИНАЦИЯ. На данный момент существует единственная вакцина от вирусного перитонита кошек - Примуцел (Пфайзер), но безопасное и эффективное применение её оспаривается некоторыми исследователями.
Вакцина представляет сосбой живой ослабленный вирус инфекционного перитонита, вводится интраназально, данный вирус может распространяться только в верхних дыхательных путях. Цель вакцинации - создать иммунитет слизистых оболочек и клеточно-опосредованный иммунитет без синтеза IgG, так как их образование может привести к ускорению развития заболевания. Различные исследования показали, что:
степень защиты здоровых вакцинирвоанных котят, помещенные к зараженным кошкам , составила 50-75%,
защита не действует против английского изолята вируса (то есть степень защиты может зависеть от географического региона),
вакцина недостаточно эффективна для уже зараженных кишечным коронавирусом котят, которые инфицируются в 6-7 недель, а вакцину можно применять только с 16 недель.
Котят вакцинируют с 16-ти недельного возраста двукратно с интервалом 3 недели.
Последующие ревакцинации животных проводят ежегодно одной дозой вакцины "Примуцел FIP"
FECV поражает в основном клетки слизистой оболочки тонкого кишечника и вызывают диарею (понос). Болеют обычно котята в возрасте одного - двух месяцев и немного старше. Проявляется легкой диареей, иногда и рвотой в течении 2-4 дней, после чего животное выздоравливает, но какое-то время остаётся носителями вируса, который выделяется с фекалиями и легко заражает других котят, если они пользуются тем же туалетом. Это очень распространенное и частое заболевание котят, но в связи с лёгкостью симптомов и чаще всего самовыздоровлением не привлекает к себе должного внимания. То есть если кошки содержатся группой и пользуются одним туалетом, то постоянно происходит перезаражение животных кишечным коронавирусом: постоянно часть кошек выделяют вирус с фекалиями, часть кошек заболевает, часть выздоравливает и снова реинфицируется. У взрослых кошек заражение вирусом может протекать бессимптомно. Вирус был открыт в 1963 г. и в то время считалось, что кишечный коронавирус обитал исключительно в кишечнике и мог вызвать только легкую диарею у котят; однако, последующие исследования показали, что у многих клинически здоровых кошек наблюдалась виремия (вирус обнаруживался и в крови), следовательно, распространение вируса не ограничивалось только кишечником. Относительно возникновения вирусного перитонита у животных, пораженных кронавирусом, на даннй момент существует следующая научная гипотеза: время от времени у инфицированных кошек кишечный коронавирус FECV мутирует в вирус инфекционного перитонита FIPV. То есть вирус перитонита FIPV не передается от кошки к кошке, больная вирусным перитонитом кошка не может заразить здоровую. Но всюду, где наблюдается коронавирусная инфекция, может возникать и FIP (примерно 10% животных, живущих в питомнике, в котором циркулирует кишечный коронавирус, заболевают вирусным перитонитом). Различные вирусы перитонита имеют разную вирулентность, и здоровая иммунная система в состоянии предотвратить заражение менее патогенными штаммами вируса перитонита, но генетическая предрасположенность, стресс, иммуносупрессия (за счёт другого поступившего в организм вируса либо вызванная иными причинами) могут спровоцировать развитие вирусного перитонита.
Небольшой вывод из вышесказанного:
1.для кошек заразен кишечный коронавирус,
2.заражаются короновирусной инфекцией кошки при скученном содержании (чем больше группа кошек, тем хуже), при поступлении новых животных, при отсутствии мероприятий по предотвращению перезаражением кишечным коронавирусом,
3.почти безвредный коронавирус мутирует в смертельный вирус перитонита индивидуально у каждой кошки,
4.кошки, больные вирусным перитонитом, не могут заразить именно этим вирусом других кошек.
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.
Как же проявляется вирусный перитонит? Чаще заболевают животные в возрасте от 2 месяцев до 2 лет, реже пожилые животные (от 11 до 15 лет). Существует две формы: выпотная (влажная) - около 75% и сухая - около 25%. У животного при этом может быть снижение активности, снижение либо потеря аппетита, нарушения дыхания при выпоте в плевральную полость, потеря веса. Распространение патологического процесса с вовлечением других органов брюшной полости приводит к появлению симптомов их дисфункции, например, гепатопатии, почечной недостаточности, заболеваний поджелудочной железы.
При влажной форме у кошек в брюшной и/или грудной полости скапливается характерный вязкий прозрачный либо желтый экссудат (жидкость).
При сухом перитоните выпота нет, остальные симптомы те же (то есть неспецифические), но при этом чаще встречаются поражения глаз (увеиты, поражение роговицы, инфильтрация сосудов сетчатки и проч.) и нервной системы (неврологические расстройства).
ДИАГНОСТИКА.
К сожалению, здесь мы сталкиваемся с серьёзными трудностями. Дело в том, что анализы, выявляющие вирус (ПЦР) и анализы, определяющие титр антител к вирусу, не могут позволить нам различить инфицирование кошки авирулентным кишечным коронавирусом FECV и вирулентным вирусом перитонита кошек FIPV. По результатам этих анализов мы лишь можем сделать заключение о наличии антител либо самого вируса - КАКОГО-ТО из коронавирусов, не обязательно вызывающего вирусный перитонит. Эти анализы могут пригодиться заводчикам при проведении мероприятий по освобождению питомника от кишечного короновируса.
Определение соотношения альбумин\глобулин в выпотной жидкости. Богатая глобулином выпотная жидкость является признаком инфекционного перитонита, при превышении соотношения альбумин\глобулин 0,81 маловероятно наличие именно этого заболевания (соотношение должно быть ниже). Также необходимо исключить другие причины выпота возможными исследованиями: опухолевые процессы, сердечная недостаточность, лимфоцитарный холангит у пожилых кошек.
Диагностировать сухую форму инфекционного перитонита очень сложно ввиду отсутствия специфических достоверных тестов: зачастую увеличивается количество глобулина в сыворотке крови. Конечно, нужно учитывать, что любое хроническое воспаление или инфекция могут увеличивать количество глобулина, но чаще всго к этому приводит именно сухая форма вирусного перитонита. Те же подозрения могут возникать при увеличении размеров почек и получении из них пиогранулематозного клеточного инфильтрата.
Окончательный и достоверный диагноз устанавливается, к сожалению, только путем вскрытия и гистопатологического исследования пораженных тканей.
ЛЕЧЕНИЕ. Не разработано. Применение стероидных гормонов, подавляющих иммунный ответ организма на возбудителя, способен несколько продлить жизнь больному животному (так как именно начало синтеза антител к FIPV считается запускающим механизмом для формирования васкулита и прочих изменений, ведущих к развитию болезни). В русскоязычном интернете можно столкнуться с целителями, предлагающими свои услуги по лечению вирусного перитонита и ссылающихся на собственный опыт (указывается количество вылеченных животных). При этом с выпотной формой бороться им, как правило не удаётся. Вспомним раздел "диагностика": нет такого анализа, который при жизни кошки может подтвердить заболевание её именно вирусным перитонитом. Положительный анализ ПЦР и положительный титр говорит лишь о контакте конкретного животного с каким-то из короновирусов. Поэтому не вполне понятно, от чего спасают кошек эти люди. Наличие и анализ характерной жидкости при исключении других причин позволяет врачу с высокой вероятностью диагностировать FIP.
ПРОФИЛАКТИКА. Борьба с вирусным перитонитом должна быть направлена прежде всего на его профилактику, то есть на профилактику заражения котят кишечной коронавирусной инфекцией.
Для этого необходимо:
-изоляция беременных кошек за 2 недели до родов
-отлучение котят в возрасте 5 недель от матери и изоляция от остальных кошек
-в 16 недель - подтверждение серологическим методом успеха изоляции (то есть отсутствия инфицирования котят кишечным коронавирусом)
-передача новым владельцам, у которых нет кошек либо живут кошки, свободные от коронавируса.
К сожалению, вышенаписанное очень сложно осуществить, так как большинство популяций уже инфицировано кишечным короновирусом, но всё в руках заводчиков.
ВАКЦИНАЦИЯ. На данный момент существует единственная вакцина от вирусного перитонита кошек - Примуцел (Пфайзер), но безопасное и эффективное применение её оспаривается некоторыми исследователями.
Вакцина представляет сосбой живой ослабленный вирус инфекционного перитонита, вводится интраназально, данный вирус может распространяться только в верхних дыхательных путях. Цель вакцинации - создать иммунитет слизистых оболочек и клеточно-опосредованный иммунитет без синтеза IgG, так как их образование может привести к ускорению развития заболевания. Различные исследования показали, что:
степень защиты здоровых вакцинирвоанных котят, помещенные к зараженным кошкам , составила 50-75%,
защита не действует против английского изолята вируса (то есть степень защиты может зависеть от географического региона),
вакцина недостаточно эффективна для уже зараженных кишечным коронавирусом котят, которые инфицируются в 6-7 недель, а вакцину можно применять только с 16 недель.
Котят вакцинируют с 16-ти недельного возраста двукратно с интервалом 3 недели.
Последующие ревакцинации животных проводят ежегодно одной дозой вакцины "Примуцел FIP"
Статью подготовила Новикова И.В.
Фото Новиковой И.В.
Фото Новиковой И.В.