Как распознать проявления боли у кошек и собак.

Ветеринарные врачи и владельцы животных, к сожалению, часто сталкиваются с проявлениями боли у животных. В некоторых ситуациях это очевидно - питомец получил травму или перенес оперативное вмешательство, в некоторых не вполне очевидно - собака или кошка просто стала вялой, меньше играет, кошка начала покрываться колтунами либо стала агрессивной, не дает себя гладить. Часто владельцы заболевшего животного спрашивают: "А ему сейчас больно? Что он испытывает?" , а другие говорят: "А зачем нужно обезболивающее - у него же ничего не болит?"

Наши питомцы не умеют разговаривать, и поэтому мы не всегда сразу понимаем, что животное страдает, испытывает боль. Для того, чтобы вовремя обратить внимание и распознать боль у своего питомца – необходимо знать, на что обратить внимание.

Наш врач анестезиолог-реаниматолог Барановская Мария Павловна посетила специализированный семинар, в котором материал по распознаванию боли был прекрасно систематизирован и представлен как врачам-специалистам, так и ветеринарным врачам общей практики (семинар старшего реаниматолога клиник Белый клык, Красновой М.Б, материал для ветеринарных врачей, см.далее). По итогам хочется поделится знаниями с владельцами наших пациентов, так как от них в первую очередь зависит благополучие и качество жизни наших пациентов.

Итак, в норме для собак свойственны:
·         Активность и мобильность – энергичность в движениях, счастье при движении, игривость, легкость в смене позы, переносимость движений и упражнений
·         Проявления настроения и адекватное поведение – настороженность, беспокойство, грусть, игривость
·         Способность и желание есть и пить
·         Проявления стресса и контроль этого уровня – вокализация, депрессия, реакция на других собак и людей и др.
·         Видимые признаки боли – уровень комфорта,  хромота и др.

В норме для кошек свойственны:
·         Общая мобильность, легкость и плавность движения
·         Активность и деятельность, согласно темпераменту: игры, охота, прыжки, использование инвентаря, социальные мероприятия – с участием людй и других домашних животных,
·         Способность и желание есть и пить
·         Уход за собой: когтеточка и вылизывание
·         Способность к сну, отдыху, расслаблению.

Для того, чтоб выяснить уровень боли у пациента, ветеринарный врач попросит вас оценить за последние 7 дней такие важные моменты, как:

- общая активность
- наслаждение жизнью
- способность к мирному долгому сну
- аппетит и прием воды
- общение с другими животными и людьми
И, наконец, вашу общую оценку качества жизни питомца за последнюю неделю.

Боль нуждается в немедленной коррекции, боль - это вредно всегда. Боль, перешедшая в состояние хронической, с трудом поддается коррекции. По опыту наших  коллег из гуманной медицины, боль оставляет неизгладимые следы: изменяется  восприятие мира нами и нашими любимцами, наш характер и на наше социальное поведение. Кошка или собака, испытав, например, оперативное вмешательство с недостаточным обезболиванием (в том числе, к примеру, купирование хвоста в 3 дневном возрасте без обезболивания), может измениться и потерять свою жизнерадостность, стать более агрессивной или страдать депрессиями. Часто изменения в поведении и активности питомца хозяева связывают с возрастом, а не с часто встречающимися артрозами.

Очень просим вас, если после прочтения этого материала вам кажется, что ваше животное испытывает боль – не откладывайте визит к вашему ветеринарному врачу! Не болейте!